Выставка "Пасхальные хлопоты" (проектная деятельность- 2020)


Лепбуки, изготовленные для работы с детьми по проектной деятельности:


славянская обереговая кукла "Крупеничка", диплом 1 степени всероссийского конкурса (январь 2020 г.)
«Куклотерапия» как эффективный метод работы с детьми по формированию психологического здоровья
Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий
с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как
носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует
понимание мира, себя и других людей.
Л.Войцехович
Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки необходимо тщательно отбирать. Человечество веками отбирало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Назначение игрушек можно рассматривать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирование; в раннем возрасте – общение, предметная деятельность и замещения; в дошкольном возрасте – общение, сюжетная игра и замещения. Каждый последующий возраст имеет свой особый интерес к игрушке. Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных – мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но позднее – в младшем школьном и даже в подростковом возрасте. Но и теперь, взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Поэтому для того, чтобы ребенок полюбил ее, она должна быть эстетически приемлемой.
Особую роль играют куклы и мягкие игрушки и в дошкольном возрасте: они оказывают влияние на эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха.
Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.
Показания для применения метода «Куклотерапии»:
- различные отклонения в развитии речи;
- эмоциональная неуравновешенность,
- неадекватная самооценка;
- тревожность, страхи;
- проблемы в общении.
Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Куклотерапия с детьми посредством
славянской обереговой куклы» |
Тип проекта |
По доминирующему виду деятельности - творческий,
по продолжительности – долгосрочный (4 года). |
Проблема |
Наличие большого числа младших дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном и речевом развитии |
Цель |
Развитие эмоциональной и речевой сфер детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности со славянскими обереговыми куклами |
Задачи |
1. Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своих собеседников.
2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.
3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).
4. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. |
Участники проекта |
Девочки групп «Колокольчик», «Солнышко», старший воспитатель/ педагог – психолог Смиянова Н.О. |
Сроки и этапы реализации проекта |
I этап (подготовительный) - январь 2017 г.
- подбор методического материала по куклотерапии с детьми дошкольного возраста;
- создание инструментария (ППРС): куклы – пеленашки, цветные коврики, отрезки цветного материала, пошив костюмов, подбор аудио – материала (русские народные колыбельные песни).
II этап (основной)- февраль 2017г. -март 2020 г.
- реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);
- игровая коррекционно – развивающая деятельность с детьми через обыгрывание игровых и ролевых ситуаций («я – мама», «я – дочка», «мы – подружки», «мы – сестренки», «мы знакомимся», «мы поссорились», «мы миримся», «мы дружим»);
- продуктивная деятельность (изготовление обереговых кукол);
- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности.
III этап (заключительный)- апрель - май 2020 г.
- оценка эффективности реализации проекта;
- анализ перспектив дальнейшего развития проекта. |
Ожидаемые результаты |
- гармонизация эмоционального состояния дошкольников;
- развитие коммуникативных навыков детей;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- обогащение ППРС кабинета психолога, пространства ДОУ;
- создание коллекции «Русская народная тряпичная кукла». |
Критерии оценки результатов |
- снижение уровня тревожности воспитанников;
- повышение уверенности в себе, в своих возможностях |
Практический выход |
- создание методических пособий по теме проекта, изготовление лепбуков, дидактических игр;
- участие в конкурсном движении с созданным рукотворным материалом;
- создание творческих презентации по реализации проекта;
- трансляция опыта практической деятельности в других педагогических коллективах Новосибирского района, родителям воспитанников;
- оформление выставки декоративно-прикладного творчества. |
Дальнейшее развитие проекта
|
Организовать кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.
Привлечение родителей к проектной деятельности.
Мастер-классы для педагогов Новосибирского района, родителей воспитанников ДОУ. |