Работа с детьми

 

Совместно с детьми (девочки) подготовительных к школе групп "Колокольчик", "Солнышко" занимаюсь проектной деятельностью по теме

"Куклотерапия с детьми посредством славянской обереговой куклы"

 

Выставка "Пасхальные хлопоты" (проектная деятельность- 2020)

  

Лепбуки, изготовленные для работы с детьми по проектной деятельности:

 

 

славянская обереговая кукла "Крупеничка", диплом 1 степени всероссийского конкурса (январь 2020 г.) 

«Куклотерапия» как эффективный метод работы с детьми по формированию психологического здоровья 

Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий

с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как

носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует

понимание мира, себя и других людей.

Л.Войцехович

   Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки необходимо тщательно отбирать. Человечество веками отбирало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Назначение игрушек можно рассматривать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирование; в раннем возрасте – общение, предметная деятельность и замещения; в дошкольном возрасте – общение, сюжетная игра и замещения. Каждый последующий возраст имеет свой особый интерес к игрушке. Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных – мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но позднее – в младшем школьном и даже в подростковом возрасте. Но и теперь, взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Поэтому для того, чтобы ребенок полюбил ее, она должна быть эстетически приемлемой.

Особую роль играют куклы и мягкие игрушки и в дошкольном возрасте: они оказывают влияние на эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.

Показания для применения метода «Куклотерапии»:

- различные отклонения в развитии речи;

- эмоциональная неуравновешенность,

- неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Куклотерапия с детьми посредством

славянской обереговой куклы»

Тип проекта

По доминирующему виду деятельности - творческий,

по продолжительности – долгосрочный (4 года).  

Проблема

Наличие большого числа младших дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном и речевом развитии

Цель

Развитие эмоциональной и речевой сфер детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности со славянскими обереговыми куклами

Задачи

1.   Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своих собеседников.

2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.

3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).

4. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.

Участники проекта

Девочки  групп «Колокольчик», «Солнышко», старший воспитатель/ педагог – психолог Смиянова Н.О.

Сроки и этапы реализации проекта

I этап (подготови­тельный) - январь 2017 г.

- подбор методического материала по куклотерапии с детьми дошкольного возраста;

- создание инструментария (ППРС): куклы – пеленашки, цветные коврики, отрезки цветного материала, пошив костюмов, подбор аудио – материала (русские народные колыбельные песни).

II этап (основной)- февраль 2017г. -март 2020 г.

- реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

- игровая коррекционно – развивающая деятельность с детьми через обыгрывание игровых и ролевых ситуаций («я – мама», «я – дочка», «мы – подружки», «мы – сестренки», «мы знакомимся», «мы поссорились», «мы миримся», «мы дружим»);

- продуктивная деятельность (изготовление обереговых кукол);

- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности   его деятельности.

III этап (заключи­тельный)- апрель - май 2020 г.

- оценка эффективности реализации проекта;

- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

Ожидаемые результаты

- гармонизация эмоционального состояния дошкольников;

- развитие коммуникативных навыков детей;

- гармонизация детско-родительских отношений;

- обогащение ППРС кабинета психолога, пространства ДОУ;

- создание коллекции «Русская народная тряпичная кукла».

Критерии оценки результатов

- снижение уровня тревожности воспитанников;

- повышение уверенности в себе, в своих возможностях

Практический выход

- создание методических пособий по теме проекта, изготовление лепбуков, дидактических игр;

- участие в конкурсном движении с созданным рукотворным материалом;

- создание творческих презентации по реализации проекта;

- трансляция опыта практической деятельности в других педагогических коллективах Новосибирского района, родителям воспитанников;

- оформление выставки декоративно-прикладного творчества.

Дальнейшее развитие проекта

 

Организовать кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на   гармонизацию детско-родительских отношений.

Привлечение родителей к проектной деятельности.

Мастер-классы для педагогов Новосибирского района, родителей воспитанников ДОУ.

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.03.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»